Фуражки

Фуражки военные моряки плавсостава носили начиная с боцманов. Младшим унтер-офицерам и матросам они не полагались. Цвет тульи был темно-синим, околыш обтягивался черной рифленой тканью. Для теплого времени года существовал летний вариант с белым верхом. Часто на обычную фуражку просто надевали белый чехол, пристегнув сверху имперского орла (как правило, в металлическом исполнении). В боевых и походных условиях этот вариант носили редко. Среди немецких подводников белый верх стал отличительным признаком командира лодки, и никто другой в экипаже его не носил.

Фуражки Кригсмарине характеризуются мягким, зачастую вовсе смятым верхом. Их тульи традиционно не снабжались пружинами, а козырьки были либо кожаными,
либо — с 1936 года — оклеены тканью в цвет тульи. Тогда же. в 1936 году, с введением матерчатых козырьков на них появился офицерский орнамент. У младших офицеров это было шитье желтой целеоновой нитью в виде волнистого орнамента. У старших — дуга из дубовых листьев, составленная из двух, не замкнутых в центральной части, полуветвей. У командоров и адмиралов дуга из веток дубовых листьев была двойной. Унтер-офицеры и фенрихи орнамента на своих козырьках не имели.

Знаки на фуражках моряков имели золотистый цвет. До 29 октября 1936 года обрамление кокарды и имперского орла ткали золотой канителью. Вследствие ее быстрого потускнения в условиях соленого влажного воздуха после указанной даты все золотое шитье на морской униформеперевели на синтетическую желтую целеоновую нить. Цветных кантов вдоль швов тульи и околыша на фуражках не было.

Еще одной особенностью фуражек военных моряков плавсостава было отсутствие у офицеров плетеного шнура, который повсеместно, кроме флота, являлся признаком офицерского достоинства. Все, от боцмана до гросс-адмирала, носили над козырьком черные кожаные подбо-
родочные ремешки. Это можно объяснить тем, что в море при ветре и качке его часто приходилось использовать по прямому назначению и он в этом качестве был гораздо практичнее плетеного шнура.

Орлы и кокарды с обрамляющими венками были вытканы на тканевых клапанах темно-синего цвета. Иногда применялись и металлические орлы, но в основном для белого летнего чехла тульи.Что касается военно-морских чиновников, то их фуражечные орлы и обрамление кокард ткались серебристой алюминиевой нитью. Канта на козырьках у них не было, а роль подбородочного ремешка на офицерских фуражках выполнял плетеный шнур серебристого цвета, идентичный армейскому. Чиновники адмиральского ранга имели шнур золотого цвета, нижние чины носили кожаный ремешок.

Фуражки «сухопутных» моряков имели тульи цвета фельдграу и темно-зеленый околыш, что делало их очень похожими на фуражки военнослужащих Сухопутных войск. Однако орлы и кокарды у них были позолоченными, а канты всегда зелеными. Офицерские шну-
ры плелись из серебристой нити, адмиральские — из золотой.

Для тропической морской униформы были разработаны и соответствующие головные уборы, в частности, фуражки из ткани песочного или оливкового цветов с такими же матерчатыми козырьками. Орлы и кокарды, предназначенные для них, ткались на клапанах таких же тонов, хотя встречались и темно-синие подложки. Офицерские и адмиральские орнаменты также имели место на козырьках тропических фуражек, причем особенностью адмиральских тропических фуражек был плетеный золотой шнур вместо ремешка из коричневой кожи. Возможно, такие шнуры носили не все адмиралы.




 

Powered in: 2011