Нарукавные нашивки матросов

На левом рукаве, примерно посередине между локтем и плечевым швом, все матросы Кригсмарине носили особую нашивку, определявшую их служебную принадлежность. Она представляла собой круглый матерчатый клапан диаметром около 55 мм с вышитой на нем машинным способом эмблемой службы. Цвет клапана соответствовал одному из двух цветов матросской униформы и был тем-но-синим для синих курток или бушлатов и белым — для белых летних курток. Соответственно на темно-синих клапанах эмблема вышивалась золотистой нитью или желтым шелком, на белых — синей. Иногда могли добавляться дополнительные цвета, как например, у сигналистов — белый и красный.
Вероятно, всего существовало около 30 типов нашивок.

Ниже круглых нашивок у чинов старше матроса (а после 1937 года и обер-матроса), т. е. начиная с матроса-еф-рейтора, располагались треугольные шевроны, определявшие звание матроса. Они представляли собой матерчатый равносторонний треугольник с размером стороны около 85 мм, выкроенный из ткани темно-синего или белого цветов в соответствии с цветом униформы. На синих клапанах нашивалась желтая тесьма или золотой галун, на белых — синяя тесьма или басон. Ширина галуна или тесьмы равнялась 10 мм. 

Галун на ефрейторском шевроне мог быть одинарным, двойным или тройным. До 1937 года матрос-штабс-ефрей-тор носил тройной галун с петелькой, а после — двойной, заплетенный в косичку, со звездочкой. Матрос-обер-еф-рейтор носил двойной галун, однако после 6 лет выслуги менял его на одинарный, заплетенный в косичку, со звездочкой. Кандидаты на присвоение унтер-офицерского звания носили под основным шевроном небольшой дополнительный из 9-мм армейского алюминиевого галуна.
Матросы и обер-матросы ефрейторских шевронов не имели. Учащиеся младшего курса офицерских военно-морских училиш — кадеты цур зее — также, кроме круглой нашивки, определявшей их специальность, не носили дополнительных шевронов. Однако их нашивка, в отличие от матросской, имела по окружности желтый кант независимо от цвета клапана. Часто круглая нашивка службы объединялась с ефрейторской и выполнялась на общем темно-синем или белом клапане.
 

Powered in: 2011